Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
3083 / 22.04.2016 13:43

Беседа поколений

Три поколения машинистов встретились на днях в столичном локомотивном депо.

В новеньком техническом классе собрались ветераны, отдавшие всю свою сознательную жизнь профессии машиниста, а также работающие машинисты и студенты третьего курса технического колледжа акимата Астаны, обучающиеся по специальности «Машинист». Представители старшего поколения машинистов рассказали о том, как они попали в эту профессию – кто-то случайно, кто-то с целью продолжить семейную династию, и как полюбили ее всей душой. Вспомнили, каким было депо в их время. Дали свои бесценные советы из серии «Как стать профессионалом». Среднее поколение, которое по сей день трудится в локомотивном эксплуатационном депо города Астаны, поведали о сегодняшних буднях машинистов. Молодому поколению оставалось впитывать поток эксклюзивной информации. Ведь такого в книжках точно не прочитаешь.

Среди обладателей, казалось бы, сугубо мужской профессии оказалась и одна женщина. Людмила Красноштанова всю жизнь проработала на железной дороге. Сейчас на заслуженном отдыхе. Возглавляет Совет ветеранов локомотивного эксплуатационного депо.

- Я та самая единственная женщина, которая работала помощником машиниста, - начала свой рассказ Людмила Павловна. – Закончила Пензинский техникум железнодорожного транспорта. Вообще-то выбирала специальность «Водоснобжение». Но для поступления не хватило нескольких баллов. Тогда директор техникума предложил специальность «Электровозное хозяйство», так как туда был недобор. Со мной на эту специальность поступили еще девять девочек. Удивительно, что все девочки выучились, а вот многие мальчишки отсеялись. Потом по распределению я с подружкой приехала в Казахстан. Начали работать помощниками машиниста на грузовых электровозах. Наравне с мальчишками выезжали в дублерские поездки, сдавали экзамены по тормозам, на знание схем, поднятие пантографа. Сначала мы не сдали экзамен. К нам относились со всей строгостью. Никаких поблажек как девочкам не было. Подготовившись, со второго раза все-таки сдали. Теперь нужно было к машинисту подкрепиться. Но не каждый хотел брать девчонку в помощники. «А вдруг что-то случится в дороге? Что я буду с девчонкой делать?» - говорили они. Молодые соглашались. Работу я выполняла такую же, как и ребята-машинисты. И «юбку» вытирала, и по рельсам бегала.


Людмила Павловна вспомнила один интересный случай из своей практики. Ехали в сторону Атбасара, в вагонах везли живность. Дежурный по станции что-то прокричал по рации. Людмила Красноштанова уговорила машиниста остановиться и осмотреть поезд. Внимательно оглядев каждый вагон, она обнаружила свинью на автосцепке. Напуганное животное вот-вот могло упасть под рельсы поезда. Поднять самостоятельно хрюшку хрупкая девушка не смогла. Позвала машиниста. Вместе они затащили животное обратно в загон.

Помощницей машиниста Красноштанова проработала год. Потом была расшифровщицей скоростемерных лент. В общем, она отработала в родном депо 42 года.

- Ваша профессия – ваше будущее, - резюмировала свое выступление Людмила Павловна. - Депо для меня стало родным домом. Здесь я выросла, получила квартиру, встретила мужа. Дочка тоже работает в ҚТЖ. Я на пенсии уже восемь лет. Но без депо жить не могу.

Ветеран-железнодорожник Григорий Середенко признался, что всегда волнуется перед встречей с молодым поколением.

- Мы сами, когда пришли на железную дорогу, были такого же возраста, - говорит Григорий Николаевич. – Я в 16 лет пришел на железную дорогу. Мое детство прошло на станции. Когда я впервые увидел тепловозы, влюбился в них. Дал себе слово, что стану машинистом.

Свое слово Середенко сдержал. Окончил железнодорожное училище, затем - техникум. Работал машинистом-инструктором, машинистом тепловоза, заведующим локомотивными бригадами, заместителем начальника депо по эксплуатации.

- Машинист – настоящая мужская профессия, - сказал Григорий Середенко. - У нас инструкции очень строгие. Работа очень серьезная. Она не терпит ни разгильдяйства, ни лени. Мы выходим на работу в любую погоду: и в мороз, и в метель, и в стужу. Поэтому, ребята, хорошенько подумайте, прежде чем идти в машинисты.


Следующим выступил почетный железнодорожник Казахстана Рашид Мукатов. Он рассказал ребятам, что пришел в локомотивное депо сразу после окончания железнодорожного техникума и работал здесь до самой пенсии. К слову, Рашид Мухаммедьянович – один из первых машинистов в СНГ, которые вышли на пенсию в 63 года. Рашид Мукатов водил паравозы, тепловозы, электровозы, пассажирские поезда, электропоезда. Хотя сам он признается, что в молодости и не мечтал стоять у «штурвала» железной махины. Его больше привлекали настоящий штурвал корабля и бескрайнее море.

- С другом Сашей Селезневым мы упорно готовились поступать в морское училище, - рассказывает Рашид Мухаммедьянович. - Пришло время сдавать документы. Саша сдал и поступил. А я не могу найти документы. Оказывается, отец спрятал. Он не хотел, чтобы я мотался по всему свету. Когда вернул документы, было уже поздно. Успел сдать только в железнодорожный техникум.

Но профессию свою Рашид Мукатов полюбил. Видимо, гены дали о себе знать. Ведь и отец, и дед Мукатова были железнодорожниками.

Машинист-инструктор по обучению Петр Кириленко рассказал студентам о сегодняшней жизни локомотивного эксплуатационного депо.

- Мы постоянно совершенствуемся, обучаемся. В нашем депо ежедневно ведутся технические занятия. Чтобы работать в депо надо быть дисциплинированным, культурным, грамотным, а самое главное – с крепким здоровьем. Машинист может предотвратить ошибку диспетчера, дежурного по станции, энергетика, связиста, любого другого специалиста. А вот ошибку машиниста никто не может исправить. Никогда не нужно бояться сказать: «Я не знаю». Потому что очень большая ответственность лежит на наших плечах. Машинист везет сотни пассажиров и тысячи тонн груза. Когда я сам приступил к пассажирской перевозке, директор депо сказал: «Представь себе, что ты везешь маму. И у тебя задача – не просто маму довезти. А довезти так, чтобы твоей маме не стыдно было сказать: «Это мой сын нас привез!».


Петр Кириленко рассказал ребятам, что он сам многому научился у своих старших товарищей. И до сих пор, обратившись к ним в любое время, получает от них поддержку.

- Мы, в свою очередь, всегда рады помочь вам. Наши двери всегда открыты для вас. Обращайтесь по любым вопросам. В добрый путь!

Машинист электровоза Ринат Музипов рассказал ребятам о том, как одним из первых в Казахстане обкатывал новые локомотивы серии KZ. Его поезд впервые следовал со скоростью 200 км/ч. Затем заметил, что сейчас почти все оборудование обновлено, везде стоит новая техника. Ринат Музипов даже пошутил:

- Если раньше мы ездили на локомотивах, то сейчас ездим на двух компьютерах на колесах.

Машинист тепловоза Жанабай Базарбаев, продолжив слова своего коллеги о том, что сейчас век новых технологий и компьютеров, посоветовал студентам постоянно заниматься самосовершенствованием.

Ребята с интересом слушали старших товарищей. И если в официальной обстановке в кабинете не решались задать интересующие вопросы, то после общего фото на фоне учебного здания депо окружили ветеранов и работающих машинистов, и засыпали их вопросами.

Один из студентов Дима Ковальчук, проявивший особенный интерес к технической части профессии, рассказал, что его бабушка и дедушка были железнодорожниками. Сам он родился и вырос на железной дороге. А теперь мечтает связать с ней всю свою жизнь.

- Мне понравилось то, с какой любовью ветераны рассказывали о профессии машиниста. Прошли года, а тот запал в них до сих пор остался. Значит, не зря я выбрал эту профессию, - говорит студент, а возможно, будущий машинист и продолжатель семейной династии.

Казахстан темиржолшысы

Поделиться:
Популярные новости
1336 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4289 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее