Ремонт локомотивов по новым правилам
Введение новой системы оплаты ремонта локомотивов – по фактическому расходу – обсудили на днях в АО «Локомотив» за «круглым столом».
В настоящее время оплата услуг капитального ремонта и технического обслуживания локомотивов производится по договорной стоимости. В АО «Локомотив» уверены: в сложившемся положении невозможно контролировать качество устанавливаемых на локомотив запасных частей и материалов, и, соответственно, освоение денежных средств.
Оплата услуг капитального ремонта и технического обслуживания локомотивов производилась по договорной стоимости для того, чтобы помочь ремонтным предприятиям встать на ноги после разделения, а также для дальнейшего развития их производства и инвестиций.
Установить реальную картину фактического расхода запчастей и материалов при проведении капремонта и технического обслуживания в ремонтных предприятиях АО «Максат А» (ТРЗ Шу), АО «Байтерек А» (ЭРЗ Атбасар), ТОО «Алтын Орда» (ТЧР Астана) помог ряд совместных проверок.
– Их результаты выявили, что на отдельных локомотивах при проведении ремонта идет перерасход средств, а на других, напротив, наблюдается их экономия, в зависимости от дефектных актов (технического состояния каждого локомотива). Так, в АО «Максат А» при норме установки запасных частей на капитальный ремонт тепловоза 2ТЭ10 – 1 241 наименование, фактически установлено 489 наименований, или 39,4 процента. При этом при плановом бюджете в 52,2 млн тенге освоено 46 млн тенге, или 88 процентов. По итогам 8 месяцев экономия составила 17,7 млн тенге. Установка новых запчастей, согласно нормам расходов, предусмотренным в договоре, увеличит договорную стоимость ремонта ориентировочно в два раза. При этом необходимо учесть, что данные взяты без маркетинговых исследований цен на запчасти, – рассказывает Бакберген Жаксылыков, исполнительный директор АО «Локомотив».
Он приводит еще ряд примеров по другим предприятиям, также специализирующимся на ремонте локомотивов.
Так, по АО «Байтерек А» при норме установки запасных частей согласно нормам расхода на капитальном ремонте электровоза ВЛ80 – 1 059 наименований, фактически установлено 582 наименования, или 54,96 процента. При плановом бюджете по материалам 38,06 млн тенге освоено 37,29 млн тенге, или 98 процентов, экономия составила 0,94 млн тенге. В ТОО «Алтын Орда» при ремонте 4 электровозов ВЛ80 циклом ТО-8 в августе общий перерасход составил 3,2 млн тенге. Также в августе при ремонте ТО-6 96 электровозов ВЛ80 общая экономия составила 6 млн тенге. Итого по предприятию за август было сэкономлено 2,8 млн тенге.
Уже сегодня становится ясно: при переходе на оплату ремонтных услуг по факту уменьшатся случаи межпоездных ремонтов, поскольку качество ремонта возрастет. Улучшится техническое состояние локомотивов, так как при выполнении малых видов ремонта для освоения суммы, выделенной на материалы, будет производиться установка новых запчастей и комплектующих. Экономия денежных средств будет достигнута за счет суммы недоустановленных запасных частей, а также за счет разницы в стоимости устанавливаемых новых запчастей и прошедших процесс восстановления. Кроме того, рабочая группа ТЧЭ сможет полностью контролировать расход запасных частей и материалов, устанавливаемых на локомотивы при плановых видах ремонта.
В настоящее время, производя оплату услуг по капитальному ремонту и техническому обслуживанию локомотивов по договорной стоимости, АО «Локомотив» постоянно сталкивается с целым комплексом проблем. Во-первых, не соблюдается технология ремонта локомотивов, так как работы зачастую выполняются формально, лишь бы локомотив находился в технически исправном состоянии, а оплата будет произведена полностью без учета установки запасных частей требуемым технологическим процессом.
А неоднократное использование старогодних запасных частей будет производиться при выполнении крупных видов ремонта в связи с экономической выгодой уменьшения затрат на приобретение новых запасных частей.
– Непрозрачность оплаты расходов на ремонт локомотивов возникает на фоне взаиморасчетов, так как АО «Локомотив» будет не в состоянии потребовать подтверждающие документы по приобретению и фактической установке запасных частей при ремонте локомотивов. Немаловажно и то, что у подрядчика в данный момент отсутствует мотивация повышать качество своей работы, поскольку оплата за ремонт все равно производится по стоимости, согласно заключенному договору. Добавлю, что затраты на содержание тягового подвижного состава увеличиваются в связи с тем, что на любые дополнительные работы необходимо будет выделять дополнительные расходы, не предусмотренные ни в тарифном плане, ни в бюджете расходов, – считает Б. Жаксылыков.
Участники «круглого стола», понимая серьезность этого вопроса, решили обсудить его в этом году еще раз после тщательного изучения всех минусов и плюсов нововведения.
Добавим, что в настоящий момент на сайте АО «Локомотив» продолжается опрос посетителей по данной теме и любой желающий путем голосования может высказать по ней свою точку зрения.
Динара Архарова