Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
5011 / 20.10.2009 12:32

Как снизить уровень конфликтности

Эмоции всегда должны быть под контролем
В жизни человека конф-ликтные ситуации встречаются довольно часто. Они могут возникнуть в любой сфере деятельности человека: в быту, на работе, в общении с друзьями и коллегами и т. д. А на производстве конфликты практически неизбежны. Как снизить конфликтную среду, как разрядить обстановку и настроить людей на позитив – об этих и других проблемах рассказывает психолог-диагност  Алматинского эксплуатационного локомотивного депо Фарида Алтыбаева.    
– Конфликт – это ситуация, когда вы и другая сторона имеете разные интересы при наличии с одной или с двух сторон раздражения, агрессии или недоверия. Существует такое понятие, что каждый конфликт – это, в сущности, дефект общения. И основное, что желательно было бы усвоить каждому человеку: в конфликте не нужно зацикливаться на «принципиальных позициях», а следует попытаться найти скрытые интересы обеих сторон. Надо по возможности создать атмосферу взаимопонимания, входя в мир собеседника и признавая его аргументы в общении, вместо того, чтобы игнорировать его или ставить под сомнение. Этим вы создаете основу для согласия, которая объединяет вас, при этом вы как бы открываете дверь для того, чтобы перенаправить разговор в другое русло, не вызывая сопротивления. Мы проводим такие тренинги и беседы, как «Коммуникативный», «Конфликтная ситуация  и выход из нее», и не только с локомотивными бригадами, но и с инженерно-техническим персоналом. В процессе такого опроса дается оценка коммуникативных, эмоциональных и деловых качеств сотрудника.
Кроме того, по результатам совместной работы психолога и цехового терапевта формируются так называемые «группы риска», в которые входят машинисты с симптомами стрессовых и других угрожающих здоровью состояний, которые требуют коррекционной  и индивидуальной работы с ними.
– Какие люди чаще поддаются конфликту?
– Сам по себе конфликт всегда рождает невроз. Ну а неврозы обычно развиваются у людей, обладающих повышенной возбудимостью, эмоциональностью и повышенной мнительностью. Должна сказать, что в условиях современного производства, вследствие автоматизации и механизации трудовых процессов, происходит уменьшение энергетического (физического) компонента трудового процесса и увеличение информационного  (умственного) компонента. Причина таких расстройств, несом-ненно, кроется в возникновении аффектов на почве различных социальных конфликтов, при большом количестве жизненных неурядиц, несогласовании ожидаемых результатов с истинным положением дел, а также при наличии травмирующих психику ситуаций, которые негативно  влияют на человека. Значительный поток информации, ускорение темпов работы, при этом усиление ответственности, нарастание скорости движения механизмов повышают требования к анализаторным системам и высшим психическим функциям работающих, в частности это касается машинистов и помощников, что и приводит к сильному нервно-эмоциональному напряжению. Вот поэтому для успешной  работы локомотивных бригад с помощью психолога машинисты и помощники могут снять эмоциональное напряжение, восстановить силы. Интенсификация перевозочного процесса приводит к повышению нагрузок на локомотивные бригады. Усложнение работы машиниста в магистральном движении, безусловно, ведет к физическим нагрузкам, нередко вызывает рост случаев ошибочных действий, связанных с человеческим фактором. Кроме того, ситуация еще усугубляется высокой вероятностью текучести кадров. В связи с этим разработаны мероприятия, направленные с одной стороны на снятие после рейсов возбуждения, с другой – на ускорение выработанного психического настроя на предстоящую работу. Причины возбужденности кроются в следующем: к примеру, у машинистов часто наблюдаются неадекватные реакции на небольшие раздражители и не-умение их подавить. Раздражать могут яркий свет, громкая музыка и т. д. Нередко все это служит поводом для очередного конфликта – вспышки гнева, грубости. Работа машиниста  происходит в постоянном напряжении и с долей риска. Влияют и дополнительные факторы производственной среды, ослабляющие нервную систему, такие, как шум, вибрация, недостаточное освещение, неблагоприятный климат и т. д.
– Ну а если в качестве оппонента в конфликтной ситуации  выступает «трудный человек»?
– Прежде всего надо сохранить спокойствие. Именно спокойствие будет способствовать постепенному снижению ярости, агрессивности человека. Затем, когда накал агрессивности снизится, уверенно и спокойно можно высказать собственную точку зрения. Очень хорошо будет, если вы  дадите человеку выговориться, этого бывает часто достаточно, чтобы конфликт был исчерпан. Ведь во многих случаях конфликт возникает по той причине, что обе стороны просто не слышат друг друга. Не атакуйте в конфликте, воспринимая его не как борьбу, а как сотрудничество, ну а если вы чувствуете свою силу, используйте ее не против оппонента, а на изобретение вариантов  решений, учитывающих выгоды двух сторон. А что касается  «трудных людей», то эту тему можно развивать очень долго, тем более   классификация «трудных людей» состоит из семи вариантов, и все они очень подвержены конфликтным ситуациям. Ну, скажем, когда вы имеете дело со «взрывателем», то здесь самое главное дать возможность этому человеку выпус-тить заряд своих эмоций. При этом дать ему понять, что вы его слушаете. Это позволит ему постепенно снизить напряженность   и откроет дорогу к нормальному общению с ним. Более того, при разрешении конфликтной ситуации психолог должен предвидеть то, как его слова могут быть поняты разными людьми, какие могут у них возникнуть вопросы и т. д. Для этого необходимо выбрать темп, удобный для слушателя, ибо речь имеет важное средство для установления взаимопонимания и воздействия.
– Фарида Арыстановна, что бы вы посоветовали, если конфликт неизбежен?     
–  Ну, если уж конфликта, как говорится, не избежать, то эмоции всегда должны быть под контролем. Ведь не секрет, что позитивный настрой является надежным стимулом и  итогом хорошего настроения,  всегда обеспечит высокую производительность труда, снизит процент браков в работе и уровень заболеваемости, а также  повысит качественный показатель психофизиологической готовности к работе. А работа психолога в депо  строится по таким важным направлениям, как профессиональный отбор, забота о человеке, профилактика, восстановление и реабилитация локомотивных бригад.        
Елена Колдасбаева
Поделиться:
Популярные новости
1355 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4308 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее