Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2562 / 01.10.2009 08:57

В ритме колес

Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ

Константин САВОСТИН уже восемь лет водит электровоз. Профессия машиниста стала для него любимой работой, той самой, о которой он мечтал с детства, слушая стук колес. Константин водит пассажирские поезда от столицы до Кокшетау и по маршруту Астана - Экибастуз. Работа, как говорят железнодорожники, “без замечаний” - день за днем спокойно, размеренно мощный локомотив тянет состав. Но несколько дней назад Константин и его напарник - помощник машиниста Мурат АЙТАНОВ - предотвратили катастрофу.

Встречный поезд шел, разбрасывая искры.
- Вообще так положено по инструкции, - когда идет встречный поезд, мы его осматриваем. Смотрим, нет ли искр, возгораний, может быть, что-то зацепилось и волочится за составом, может попасть в механизмы или на рельсы, стать причиной аварии. Если что-то увидели - сообщаем машинисту встречного, чтобы он остановился, принял меры, - рассказывает Константин.
На рассвете 27 августа пассажирский поезд, который вел Савостин, как обычно пропускал встречный товарный. Состав сопровождало яркое свечение.
- В середине состава было зарево, летели искры. Я срочно сообщил машинисту. Как положено: “Машинист поезда 1524, искрение в середине состава”. - “Спасибо. Понял. Принимаю меры”. Он начал тормозить и докладывать диспетчеру об остановке поезда.
Этот незначительный на первый взгляд момент, как оказалось, предотвратил трагедию. Повреждение было в так называемом буксовом узле - части механизма колесной пары. Вагон из середины состава пришлось отцепить, потому что колесо почти отвалилось от оси, перетертое на ходу металлической деталью. Состав мог в любую минуту сойти с рельсов на перегоне с достаточно плотным графиком движения поездов.

- Раньше никогда такого не случалось. В первый раз я такое увидел, - делится впечатлениями машинист.
По его словам, за восемь лет работы чрезвычайных ситуаций в его практике не было. Даже стоп-кран ни разу никто не сорвал. В работе машиниста мелочей не бывает. От того, с кем работаешь, зависит многое. А вообще на железной дороге образуются очень дружные команды.
- Помощника закрепляют за машинистом. Случаев, когда они не срабатываются, практически не бывает, - рассказывает Константин Савостин. - Нашу работу вообще надо любить. Кто любит, остается на всю жизнь.
Трудной свою работу он не считает, говорит, проблемы только вначале, когда нужно не спать всю ночь и вести электровоз. При этом машинисту, оказывается, нельзя в пути включать музыку.
- Это водители могут в машине музыку слушать, чтобы не уснуть, - улыбается машинист. - А у нас - не положено. Есть так называемый регламент переговоров. Помощник говорит, машинист повторяет. “Проходной зеленый, проходной зеленый”, - все сигналы светофоров. Когда бригада в постоянном контакте, то работа получается слаженная.
Увлечение железной дорогой для Константина началось в детстве, с одного друга семьи - Николая Балашова. Он водил тепловозы. Мальчишки прибегали и просили прокатить. Тогда, стоя у пульта тепловоза, маленький Костя мечтал стать машинистом.
- Вообще сначала я поступил в автодорожный техникум, думал - стану шофером. Но потом прочитал объявление в газете “требуются помощники машинистов”. А меня уже в техникум приняли. Все равно я забрал из автодорожного документы, пошел и поступил в восьмое ж. д.-училище, - вспоминает Константин Савостин.
Немногие выбирают эту работу, но если остаются, то это, как правило, люди, влюбленные в железную дорогу, хорошо подготовленные. Ведь машинистом стать не так просто. После окончания колледжа - практика, потом поездки дублером. Месяц уходит на проверку подготовки и характера. Человек, управляющий электровозом, должен быть ответственным, уметь быстро принимать решения, работать в команде. Дальше самое сложное - экзамен.

- Обычно спрашивают устройство электровоза, действия помощника, например при срабатывании тормозов, в нестандартных ситуациях. Различные есть правила, которые нужно знать. Например, инструкция по сигналам, сигналы светофоров, ИДП - инструкция по движению поездов, какие там приказы даются по ходу следования, запрещающие сигналы, в каких случаях можно проследовать, в каких - нельзя. Какая скорость должна быть, - объясняет машинист.
Одно из непростых испытаний - на знание пульта в электровозе. На панели приборов много датчиков, рычагов и кнопок. И необходимо знать, что в каких ситуациях использовать, какая лампочка что означает. Два прожектора, разные гудки. Самый громкий тот, который буквально оглушает смельчаков, перебегающих пути перед электровозом, называется тифон. Он, соб­ственно, для того и предназначен, чтобы подавать экстренные сигналы.
Мощный локомотив, способный тянуть по рельсам тысячетонный состав. Перестук колес на стыках рельсов. Именно из-за этого, по словам Константина, он и выбрал однажды профессию машиниста:
- Нравится эта работа, именно стук колес нравится. Родной звук. Раньше, когда в отпуск уходил или после армии не работал какое-то время на железной дороге, когда слышал, что поезд идет, гремит по рельсам, меня этот звук за душу брал. Даже не представляю свою жизнь без железной дороги. Без работы машиниста,- говорит он.
Уже сегодня бригада Константина Савостина и Мурата Айтанова снова поведет локомотив по маршруту Астана - Экибастуз. И снова зазвучат под стук колес переговоры: “Проходной зеленый, проходной зеленый”.

Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана

Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее