Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Производство – американское, сборка – казахстанская, сертификация – российская
3811 / 18.08.2009 20:33

Производство – американское, сборка – казахстанская, сертификация – российская

В июле этого года в Астане заработал тепловозосборочный завод - совместное предприятие «?аза?стан темip жолы» и компании General Electric. Первый казахстанский локомотив сойдет с конвейера уже до конца этого года и отправится на сертификацию, обещает президент дочернего предприятия «?ТЖ» АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков.

- Кадыл Секенович, ранее представители «?аза?стан темip жолы» отмечали, что парк КТЖ имеет высокую степень износа и компания испытывает значительный дефицит локомотивов. Изменилась ли ситуация сейчас?


- Проблема износа локомотивного парка сейчас остро стоит не только перед нашей, но и практически перед всеми железнодорожными администрациями стран СНГ. По некоторым данным, износ парка тягового подвижного состава в странах ближнего зарубежья превышает 70%, и поэтому каждый самостоятельно ищет пути обновления парка.

Мы также определили для себя ориентиры в решении этого вопроса. В АО «Локомотив» реализуется программа обновления тягового подвижного состава, в рамках которой уже «продлена жизнь» 202 машинам. Они эксплуатируются сейчас в западном регионе страны. Модернизация электровозов продолжается на базе Атбасарского электровозоремонтного завода АО «Байтерек А» (Казахстан) в рамках совместного проекта казахстанских специалистов, которые выступили его инициаторами, и ВЭлНИИ (Россия). Осенью этого года четвертый модернизированный таким образом электровоз выйдет на казахстанскую магистраль.
Без проведения модернизации износ подвижного состава КТЖ увеличился бы с существующих 75 до 89%. Модернизация позволяет нам существенно продлить срок использования локомотивов (тепловозов на 15 лет, электровозов - на 20) и увеличивает их среднесуточный пробег. Отдача от машин становится гораздо большей, сокращаются затраты на их обслуживание. Так, по предварительным расчетам, на эксплуатационные расходы модернизированного электровоза затрачивается в среднем в год на 11, 5 млн тенге ($76,28 тыс.) меньше.

Одновременно обновление инвентарного парка происходит за счет приобретения современных локомотивов. В прошлом году нами было закуплено 15 маневровых тепловозов, эксплуатирующихся сейчас на станции Достык. В этом году приобретено 10 тепловозов нового поколения серии Evolution, изготовленных General Electric по заказу АО «Локомотив», которым в Казахстане присвоена серия ТЭ33А.

Эти тепловозы сделаны с учетом стандартов и условий работы на железных дорогах колеи 1520 мм. Они успешно прошли испытания на сложном железнодорожном участке с горным профилем в Алматинской области. В скором времени аналогичные машины будут выпускаться и на тепловозосборочном заводе в Астане.

Что касается дефицита подвижного состава, то в данный момент из-за спада объемов перевозок его не наблюдается. Мы надеемся, что когда экономическая ситуация в стране и в мире стабилизируется и объемы вернутся на прежний уровень, инвентарный парк значительно обновится за счет выпуска современных отечественных локомотивов. Рассчитываем, что к 2020 году парк КТЖ будет обновлен до нормативного уровня износа, который составляет 50-55%.

- Будет ли завод в Астане специализироваться только на выпуске магистральных тепловозов серии Evolution?

- В данный момент завод специализируется исключительно на их на выпуске, но в будущем мы планируем увеличить продуктовую линейку. Есть предложение производить одновременно с магистральными тепловозами маневровые, спрос на которые также довольно высок. Это возможно даже без остановки процесса производства магистральных тепловозов. Специалистами АО «Локомотив» уже разработан проект технического задания на изготовление нового маневрового тепловоза на базе тепловоза Evolution. В дальнейшем мы будем рассматривать вопрос по выпуску на базе этого завода пассажирских локомотивов.

- Имеется ли у тепловозов Evolution какие-либо преимущества по сравнению с российскими аналогами?

- В последнее время ведущие мировые транспортные компании все чаще отказываются от использования локомотивов с коллекторным тяговым приводом и переходят к технике с приводом переменного тока с асинхронным тяговым двигателем. Дело в том, что такой привод позволяет реализовать более высокую осевую мощность, более надежен и не требует в эксплуатации высокозатратного технического обслуживания, как коллекторные двигатели. В казахстанских локомотивах нового поколения ТЭ33А будет установлен асинхронный тяговый двигатель.

Кроме того, локомотив сочетает в себе лучшие технические решения и прогрессивные технологии, защищенные патентами США. Он спроектирован согласно техническим требованиям, стандартам и ГОСТам, признанным на железных дорогах Казахстана и стран СНГ. Это более надежная и современная техника. По сравнению с предыдущим поколением тепловозов эти локомотивы снижают вредные выбросы в атмосферу более чем на 40%, сокращают расходы топлива и масел на 17%.

Тепловоз ТЭ33А состоит из одной секции в отличие от своего 2- секционного российского собрата, но при этом не уступает ему по весу перевозимого груза. Он провел поезд, который на 500 тонн тяжелее того, что в состоянии провести российский локомотив. На машине созданы комфортные условия для работы локомотивной бригады.

- Есть ли у локомотива соответствующие сертификаты, позволяющие его эксплуатацию на всем «пространстве 1520»?

- Первый казахстанский тепловоз, созданный по американской технологии, сойдет с конвейера завода уже в конце этого года. В 2010 году начнется его сертификация соответствия. Это серьезная процедура, которая займет определенное время. Учитывая то, что в Казахстане испытательные базы и аккредитованные сертифицированные органы для отечественных локомотивов отсутствуют, перед нами стоял выбор - в какой из организаций провести экспертизу документов с целью получения сертификата соответствия: в Гомеле (Беларусь), Москве (Россия), Харькове, Днепропетровске, Кременчуге (Украина).

Мы остановились на российском Регистре сертификации железнодорожного транспорта, поскольку он является авторитетным органом, имеющим оснащенный полигон, на котором проводились сертифицированные испытания многих локомотивов.
В прошлом году мы провели с ними предварительные переговоры. Сертификацию казахстанских тепловозов планируется проводить поэтапно. Вначале будет проведена сертификация отдельных узлов, агрегатов и оборудования - этим вопросом займется компания General Electric. Затем сертификационные испытания предполагается осуществить на полигоне в г. Щербинке (Россия).

Надежда Вторушина

Поделиться:
Популярные новости
1360 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4314 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее