Адрес
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52

АО "КТЖ-Грузовые перевозки" - "Шымкентское отделение ГП"

История железных дорог в Южном Казахстане начинается со строительства в 1901-1906гг Трансказахстанской магистрали Оренбург – Ташкент, предистория которой такова:
    16 июня 1889 года проводилось чрезвычайное правительственное совещание по вопросу строительства железной дороги Оренбург – Ташкент. Министр финансов и Министр внутренних дел России были против строительства железнодорожной магистрали по этому направлению, а военный министр генерал Куропаткин настаивал на строительстве железной дороги, зная, что это имеет большое стратегическое значение.
    Царь Николай Второй поставил визу в журнале заседаний чрезвычайной комиссии следующего содержания: «Министру путей сообщения Хилькову – в настоящее время поддерживаю строительство железной дороги Оренбург – Ташкент», и разрешил строительство с апреля 1900 года. Строительство велось с обоих направлений.
    В Туркестане строительство объектов железной дороги началось осенью 1900г. Начальником строительства был  военный инженер Вяземский О.
Первоначально были построены ремонтные цеха депо, водонапорная башня, водосборная яма и дома для специалистов.
    В 1903 году на станцию Туркестан  прибыл первый рабочий паровоз. Паровозное депо было построено по австрийскому проекту – веерного типа, которое действует и по сегодняшний день.
    Первым начальником депо был г-н Осторов А.Е., который руководил коммунальным хозяйством, локомотивами, вагонами, энергосистемой, водоснабжением и т.д.
    С 1 января 1904 года на участке Оренбург – Казалинск, а с 5 января 1905 года на всем участке было открыто движение грузовых и пассажирских поездов. На Южном участке от Казалинска до станции Ташкент было организовано 3-е отделение службы движения, а по станции Арысь – участок движения. Вся линия вошла в состав Ташкентской железной дороги с управлением в г.Оренбург.
    15 июля 1914 года от станции Арысь началось строительство Семиреченской железной дороги, к сентябрю 1917 года – до станции Бурное. Возобновилось строительство только после завершения гражданской войны.
28 ноября 1920 года была достроена линия до станции Аулие-Ата, а в 1924 году до Пишпека.
    Основной стройкой в плане первой пятилетки молодого советского государства была прокладка Туркестано-Сибирской железной дороги от станции Луговая до Семипалатинска. Ввод Турксиба в постоянную эксплуатацию в конце 1930 года резко повысило роль станции Арысь как узловой станции, в которой сходились две трансказахстанские, имеющие огромное значение для развития Средней Азии, магистрали.
    В Арыси был образован эксплуатационный район, а с 1936г создается отделение службы эксплуатации и паровозное отделение Ташкентской железной дороги.
    В 1934 году была построена ветка Чимкент-Ленгер, усилена пропускная способность всех участков Арысского отделения. Началось активное строительство промышленного и сельскохозяйственного производства в Южном Казахстане.
В настоящее время Шымкентское отделение дороги АО НК «КТЖ» эксплуатирует железнодорожные линии на участках Туркестан - Арысь, Арысь – Сары-Агач, Арысь – Чимкент - Тюлькубас, Чимкент - Ленгер, которые пролегают по территории Южно-Казахстанской области. При этом станция Сары-Агач является межгосударственным стыком, разделяющим Узбекские и Казахстанские железные дороги.
Отделение дороги на востоке граничит с Жамбылским отделением  (станция Тюлькубас), на западе с Кызыл-Ординским отделением (станция Туркестан). Общая протяженность магистрального эксплуатационного железнодорожного пути (эксплуатационная длина) отделения составляет – 497,3 километров.
На территории Южно-Казахстанской области «Отделение железной дороги» как структура управления перевозочным процессом впервые была образована 1 октября 1949 года с аппаратом управления на станции Арысь в составе Ташкентской железной дороги. В то время в состав Арысского отделения Ташкентской железной дороги вошли участки железной дороги: Арысь-Ченгельды, Арысь-Туркестан-Шиели, Арысь-Чимкент-Тюлькубас, Чимкент-Ленгер. До 1949 года участок Арысь-Чимент-Тюлькубас находился в составе Туркестано-Сибирской железной дороги.
В 1959 году в связи с образованием большой Казахской железной дороги Арысское отделение Ташкентской железной дороги вошло в состав Казахской железной дороги.
В 1963 году в связи с объединением Арысского и Кзылординского  отделений Казахской железной дороги (Кзылординское отделение упразднено), и в соответствии с установкой Правительства о необходимости дислокации администрации отделения в областных центрах, Арысское отделение было переведено на станцию Чимкент и начало именоваться Шымкентским отделением Казахской железной дороги.
В состав Шымкентского отделения вошли, кроме участков Арысского отделения участки линии Туркестан-Кзылорда-Саксаульская. Общая эксплуатационная длина железнодорожной линии отделения превышала 1100 километров.
В 1967 году в связи с образованием вновь Кзылординского отделения участок линии Туркестан-Кзылорда-Саксаульская отошел в состав Кзылординского отделения.
В 1977 году в связи с разукрупнением Казахской железной дороги Шымкентское отделение вошло в состав Алма-Атинской железной дороги.
В 1997 году на базе 3-х дорог Казахстана: Алма-Атинской, Западно-Казахстанкой и Целинной было организовано единое Республиканское Государственное предприятие «Казахстан темiр жолы». При этом на первом этапе все отделения железных дорог были объединены в 5 дорог без отделенческой структуры.
    Так на базе Шымкентского, Кзылординского, Жамбылского отделений была создана Туркестанская железная дорога с управлением в городе Шымкенте. Однако уже в 1998 году дороги были расформированы, и вновь структура отделений железной дороги была восстановлена, как филиалы РГП «КТЖ», но они были переименованы в «отделения перевозок».
    В конце 1970-х годов управление движением поездов осуществлялось централизованно, т.е. в основном была завершена диспетчерская централизация управления стрелочным переводом.
    К 1977 году было завершено строительство вторых путей на участках Арысь-Ченгельды, Тюлькубас-Чимкент-Арысь.
    В 1985-90 гг завершилось строительство двухпутных вставок на участке Арысь-Туркестан.
    В 1985-86 гг был электрифицирован участок линии Арысь-Ченгельды
    В 1989 году – Арысь - Кзыл-Сай
    В 1990 году Кзыл-Сай – Тюлькубас, т.е. к 1990 году участок Тюлькубас-Арысь-Ченгельды был полностью электрифицирован. На участке Арысь-Туркестан действует тепловозная тяга.


Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее